Мастер-класс по игре на детских музыкальных инструментах

Методическая разработка мастер-класса по «Обучению детей дошкольного возраста игре на музыкальных инструментах».

(для педагогов-воспитателей старшего дошкольного возраста)

Мастер класс проводила:                                                       музыкальный руководитель Задорожняя Татьяна Викторовна

Участники: воспитатели  старшего дошкольного возраста.                                                          Цель мастер-класса: обучение участников мастер-класса применению использования системы элементарного музицирования по принципам Карла Орфа в обучении детей дошкольного возраста игре на музыкальных инструментах .                                                                                        

Задачи:

  • Познакомить участников мастер-класса с методами и приёмами, применяемыми на музыкальных занятиях по принципам Карла Орфа.
  • Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на системное использование в практике. 

 

         Элементарное музицирование по принципам Карла Орфа - это развитие творческого начала, которое, в свою очередь, важно для общего развития личности («для ребенка; с ребенком; исходя из ребенка») ). Элементарное музицирование учитывает индивидуальные особенности каждого ребенка, предполагает взаимодействие людей, которые обладают очень разными навыками, потребностями, проблемами или способностями. Одна из общих идей, лежащих в основе системы детского музыкального воспитания Карла Орфа: «Каждый узнает лишь то, что сам пробует делать» (Песталоцци).

Обучение детей в рамках данной системы  включает в себя следующие элементы:

  • Речевые упражнения.
  • Поэтическое музицирование.
  • Музыкально-двигательные упражнения.
  • Игры с инструментами .

1. Речевые упражнения. Эта форма работы хороша для общего музыкального развития, так как она легка и доступна для всех детей. Использование речевых упражнений помогает развивать у ребенка чувство ритма, формировать хорошую дикцию, артикуляцию, помогает ввести ребенка в мир динамических оттенков и темпового разнообразия, познакомить с музыкальными формами.

2. Поэтическое музицирование. Оно помогает детям ощутить красоту звучания поэзии и музыки. Благодаря поэтическому музицированию дети не только незаметно, с удовольствием заучивают стихи на память, но читают их с особым чувством и выражением, осознают связь слова и музыки.

3. Музыкально-двигательные упражнения. Использование двигательных упражнений позволяет подготовить ребенка к спонтанному двигательному выражению, учит его изображать звуки и настроения с помощью элементарного движения (хлопки, щелчки, шлепки, притопы), при этом у детей вырабатывается быстрота реакции, умение ждать, находить момент вступления. В музыкально-двигательных упражнениях ребенок одновременно исполняет и творит, так как он придумывает движения, исходя из характера, темпа, ритма, тембра предлагаемой ему музыки. Ребенок начинает осознавать музыку через движение.

4. Игры с инструментами К. Орфа. При овладении этой формой деятельности дети, во-первых, совершенствуют навыки, приобретенные в работе с речевыми упражнениями (чувство ритма, владение темпом, динамикой), во-вторых, чувство ансамбля здесь развивается достаточно легко, в-третьих, дети учатся различать звучание инструментов по тембрам. И самое главное - наличие во всех упражнениях элементов творчества. Дорогостоящий инструментарий с успехом заменяют самостоятельно изготовленные шумовые и ударные музыкальные инструменты.

Принципы,  которыми я руководствуюсь в работе с детьми:

  • Работа музыкального руководителя по Орфу - это тоже импровизация. Педагог не авторитарный персонаж на занятии, он помогает детям раскрыться, он общается с детьми с помощью музыки.
  • Ориентация на индивидуальные открытия: дети становятся соучастниками в спонтанных играх с инструментами.
  • Преодоление трудностей. Учиться - делая и играя, познавая мир и самого себя.
  • Движение и активность: ни один урок музыкального воспитания не может обойтись без движения, так как оно является составной частью элементарной музыки.
  •  Элементарное музицирование способствует реализации потребности детей в движении, сохранению их психологического здоровья, а также формированию коммуникативных навыков у дошкольников.

         В результате этой работы у детей развивается любознательность, реализуются познавательные потребности, преодолевается застенчивость, развивается воображение, речевая и общая инициатива, повышается уровень познавательных творческих способностей.                                                                                  Последователи концепции элементарного музицирования предлагают разные игровые задания для детей, которые условно можно разделить на несколько групп:

  • Озвучивание стихотворений.
  • Игры со звуками: деревянными и металлическими.
  • Музыкально-ритмические игры.
  • Игры с инструментами (озвучивание сказок).

Практическое освоение навыков использования                                      игры на музыкальных инструментах

Речевые упражнения Уважаемые коллеги, давайте поприветствуем друг друга (коммуникативная игра-приветствие «Здравствуйте») .

. 1. В нашем зале все друзья!

 Да-Да-Да!  (дети стучат ложками — 1-2-3, 1-2-3).

 Вы и мы, и ты, и я!

 Да-да-да! (1-2-3, 1-2-3).

 Здравствуй друг, который справа!

 (Повернулись вправо, поклон головой).

 Здравствуй друг, который слева!

(Повернулись влево, поклон головой).

 Мы — одна семья!

Поэтические упражнения

Это стихотворение дети озвучивают «звучащими» жестами.

«Ехали медведи»

Ехали медведи на велосипеде. – хлопки на каждое слово

А за ними кот задом наперед. - поочередные хлопки по коленям

А за ним комарики на воздушном шарике – щелчки пальцами

Едут и смеются, пряники жуют. – притопы ногами

Это стихотворение озвучивается как музыкальными инструментами, так и движениями под музыкальное сопровождение.

«Зима»

Шла зима, снежком играя, - маракас

В пышной шубе меховой, - (шаги на месте)

Тучи снежные сгребая – шуршащие звуки

У меня над головой. – (махи руками)

Мне попал снежок в ладошки – погремушки

Пусть погреется немножко… - погремушки

Не послушался снежок - погремушки

И водичкою утек! – глиссандо на металлофоне

Это стихотворение со звукоподражанием озвучивается музыкальными инструментами.

«Ранним утром»

Ранним утром на рассвете – Шух, шух, шух! – маракас

То ли аист, то ли ветер – Шух, шух, шух! – маракас

Пролетел среди берез, – Ууууууу! – бубен

Новость новую принес. – Ууууууу! – бубен

И по лесу тут же слухи – Шшшшш! – бубенцы

Полетели точно мухи. – Ззззззз! – колокольчик

Покатился лесом гул, – Гуууу! – металафон

То спросонок лес вздохнул. – Гуууу! – металафон

И посыпалась роса, – Кап-кап-кап-кап! – треугольник

Зазвучали голоса – Аааааа!

Музыкально двигательные

(Все стоят в кругу)

Что ты ждёшь?          Идти ритмичным шагом к центру 4 шага

Плясать пошли!

Эй, сапожки все в пыли!     Отойти назад 4 шага

Топ-Топ                     Два раза топнуть ногой

На каблучок               Поставить ногу на пятку

Ай да танец                Быстро топать ногами

Казачок !

«Паровоз»

Создать на занятии нетрадиционный игровой момент позволяет метод моделирования. Для воплощения этого метода в своих занятиях изготовила ритмическую модель гусеницы, которая используется в подготовительной к школе группе. Дети с помощью этой модели изучают ритм и создают свои ритмические формулы. Предлагаю вам самим прочитать ритмические формулы и создать свои.

- Что вы видите на одной части карточки? («Кружочки») .

- Какого они размера? («Большие и маленькие»).

- Большой назовём «Та», маленький – «Ти». Прочитайте на одной части музыкальный ритм.

(На второй части то же самое действие.)

- А сейчас из больших и маленьких кружочков мы создадим свой ритм.

Дети любят сами играть на инструментах, особенно им очень интересно озвучивать сказки. И сейчас мы с вами озвучим самую незатейливую сказку - «Курочка Ряба», «Теремок».

Нужно выложить на столе шумовые инструменты, начать рассказывать сказку. Предложить  подобрать для каждого персонажа инструмент. Договориться, кто какую партию будет играть.

 

Жили были Дед да Баба-                            звучит рубель и колокольчики

И была у них курочка Ряба:

«Кудах-тах, тах, кудах-тах, тах!-              деревянные ложки

Снесла курочка яичко, да не простое, а золотое, -                          трещотка бубенцы, удары в определенном

Дед бил, бил, не разбил,-                            равномерном ритме                                                                                                                              

Баба била, била- не разбила.-                    удары кастаньетами, ритм                                                                                         учащается

Мышка бежала, хвостиком махнула,-      колокольчик

Яичко упало и разбилось…-                     глиссандо на металлофоне.

Дед плачет,-                                                румба, равномерный ритм (восьмые)

Баба плачет,-                                               румба, ритм учащается (восьмые)

А курочка кудахчет:  - Кудах-тах, тах, кудах-тах, тах!-             деревянные ложки.

Не плачь, Дед!-                                           удар ложками

Не плачь, Баба-                                            удар ложками

Я снесу вам яичко другое, не золотое-     удар по тарелочкам

А простое!-                                                   удар деревянными ложками.

 

Вершина творчества – это ансамбль детей, радость общения, развитие чувства ритма, музыкальной памяти. Дети выдают творческий продукт в форме ансамбля, что соответствует целевым установками задачам образовательной области «Музыка», обозначенных федеральными государственными образовательными стандартами.

Сейчас я для вас – дирижёр, а вы – исполнители (исполняется оборудованием шумовых инструментов найти музыку.

 «Ах, ты берёза». Оркестр.

Есть на земле одна страна,

Зовётся музыкой она.

Созвучья в ней живут и звуки,

Но чьи их открывают руки?

Конечно, это музыкант,

Его порыв, его талант,

Его желание творить

И детям красоту дарить!

Благодарю Вас за внимание!

Итог мастер класса

В ходе практической части мастер-класса участники проиграли в различные игры и игровые упражнения из вышеперечисленных групп.                                    


Источник: https://multiurok.ru/files/mietodichieskaia-razrabotka-mastier-klassa-po-obuchieniiu-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta-ighrie-na-muzykal-nykh-instrumientakh.html



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Презентация на тему: "Мастер -класс для музыкальных руководителей по теме Росписи обручальных колец

Мастер-класс по игре на детских музыкальных инструментах Мастер-класс по игре на детских музыкальных инструментах Мастер-класс по игре на детских музыкальных инструментах Мастер-класс по игре на детских музыкальных инструментах Мастер-класс по игре на детских музыкальных инструментах Мастер-класс по игре на детских музыкальных инструментах